Есть темы, которые уже десятилетиями привлекают историков. И кажется, что об этом можно написать нового и неожиданного, когда вроде бы все — или почти все — заслуживающего внимания опубликовано и известно, когда созданы целые Монбланы книг, монографий, защищены тысячи диссертаций. Тем не менее, военный историк Марк Штейнберг всегда находит такие факты, которые раньше или замалчивались, или представали перед читателем зачастую в искаженном виде, в той интерпретации, которая не имела ничего общего с правдой. Марк — автор многих книг и статей, в которых по-новому освещаются проблемы очень далекого или сравнительно недалекого прошлого. Только что вышла в свет его новая книга "Еврейский щит СССР".
— Мне кажется, в самом названии вашей книги содержится полемический посыл, некоторым это название может показаться претенциозным — "Еврейский щит СССР". Щит был общим, и не было щитов с национальной символикой, русской, украинской, казахской или грузинской, молдавской. Все были в одном строю и вносили вклад в победу.
— Да, таких книг не было. Прежде всего потому, что таких щитов не создавали представители многих этносов. Евреи же, в основном, создали ядерный, термоядерный, зенитно-ракетный щиты противовоздушной и противоракетной обороны СССР. Они же составили значительную часть теоретиков и конструкторов в стратегическом ракетостроении, военных отраслях авиастроения и ракетостроения, военной электротехнике, химии. Чтобы убедиться в справедливости такого категоричного утверждения, достаточно прочитать мою книгу.
Она очень нужна на фоне потока клеветы, которая обрушивается на наш народ непрерывно. На сотни книг клеветников не найти и единственной, опровергающей. Надеюсь, моя заполнит эту брешь в истории евреев.
— Прежде чем вы расскажете о вашей книге, интересно ваше мнение, мнение военного историка. После Великой Отечественной войны прошло 66 лет, о ней опубликовано множество материалов сотен авторов. Но значит ли это, что мы все знаем о войне?
— Нет, многого мы еще не знаем. Это, наверное, тема для отдельной беседы. А если коротко, то нам неизвестны, например, многие достоверные, документально подтвержденные сведения о количестве погибших на войне. В некоторых странах все это известно с точностью до одного человека. А в СССР публиковались разные сведения при Сталине, при Хрущеве, при Брежневе. Да и сейчас эти цифры о погибших весьма приблизительны. И тут дело не только в том, что победа была завоевана исключительно высокой ценой и потери были несоразмерны. Немало еще остается людей, верящих в полководческий талант Сталина. Но возникает вопрос: какой ценой побеждал Сталин? Ведь в Великой Отечественной войне Советский Союз потерял больше людей, чем все его противники и союзники вместе взятые и чем потеряла Россия за всю ее военную историю на протяжении столетий (Согласно официальным данным общие демографические потери (включающие погибшее мирное население) составляют 26,6 млн. человек. — прим. ред.). Очень печальная статистика. К тому же надо учесть, что в начальный период войны такой статистикой вообще не занимались, а позже цифры и факты просто не соответствовали действительности, потому что преобладала тенденция преуменьшить потери, чтобы показать, ах, как мы хорошо воюем, у противника потери значительно больше. И еще один немаловажный факт. До сих пор находят останки людей, погибших во время войны и не захороненных до сегодняшнего дня. А ведь еще у древних считалось, что война кончается тогда, когда похоронен каждый погибший воин...
— За последние годы опубликовано немало материалов об участии евреев в Великой Отечественной войне. Но до сих пор плодятся измышления на тот счет, что евреи во время войны якобы отсиживались в Ташкенте и всячески уклонялись от участия в боевых действиях...
— В моей книге есть, конечно, ответ людям, которые распространяют такие измышления. Приводится очень много цифр и фактов, которые опровергают эту клевету, рассказывается о множестве людей, без которых история войны была бы неполной и искаженной. Хотел бы привести несколько цифр из книги. Подчеркну, что это вполне достоверные данные, которые я получил в военных архивах СССР. В годы войны, при общей численности еврейского населения 2,4 млн., в армии служили около 500 тыс. евреев. И еще 40-45 тыс. в партизанах. Боевые награды получили 124 тыс. евреев — 1,4 процента к общему числу награжденных, 5-е место среди всех народов СССР. Героями Советского Союза стали 137 евреев: 36 пехотинцев, 31 артиллерист, 21 летчик, 19 танкистов, 6 саперов, 5 моряков.
— Чем объяснить, что многие факты, которые касаются вклада евреев в победу над фашизмом и послевоенный арсенал СССР скрывались раньше и не полностью известны сейчас?
— Об этом довольно подробно рассказывается в моей книге. Старт такой гнусной политике дал Сталин, который в годы войны в присутствии Молотова, а также представителей польского эмигрантского правительства и других лиц сказал: "Евреи — неполноценные солдаты... Да, евреи плохие солдаты". И хотя в этой войне еврейские воины показали величайшую доблесть, но приказ тирана был услышан, понят и принят на вооружение, тем более, что по душе был исполнителям-юдофобам.
( Здесь я даю свое пояснение, чего не понимает сам Штернберг. Сталину нужно было придумать внутреннего врага, который ему мешает, для того, чтобы любую неудачу в политике или экономике на кого-нибудь свалить. Специально подготавливались в НКВД бытовые провокаторы, которые натравливали народ под различным предлогом на евреев, что из-за них плохо живем. И для этого надо было создать общественное мнение о евреях, что это плохие люди и поэтому о них должна быть информация из которой следовало, что евреи жадные подлые трусливые и так далее. И если какого-нибудь еврея покажут хорошо, то чтобы это выглядело, как исключение из правила. Этим приемом на протяжении веков пользовались правители многих стран. Отсюда и объяснение о гонениях евреев. В предыдущем комментарии я все объяснил.)
Подтверждением служит хотя бы страшная судьба Мирры Железновой. В книге я пишу о ее трагедии. Мирра Железнова — это литературный псевдоним Мирьям Айзенштадт, обозревателя единственной в военное время еврейской газеты СССР "Эникайт", по-русски "Единение". Она получила по официальному запросу в Главном политуправлении Советской Армии, на основании документов, оформленных и завизированных по разрешению его начальника, генерал-полковника Александра Щербакова, данные о евреях — Героях Советского Союза. Документы подписал начальник Управления полковник А.П. Токарь.
В середине 1945 года Железнова опубликовала эти данные в газете "Эйникайт". Сто тридцать пять Героев Советского Союза — евреи! Списки из газеты перепечатала европейская и американская пресса, и резонанс от этих данных был немал.
Простить журналистке, благодаря которой мир узнал число евреев, награжденных Золотой Звездой Героя, ни Сталин, ни его юдофобское окружение не смогли. Вот и не простили, затаившись до поры. В апреле 1950-го года Железнову арестовали. 229 дней провела она в камерах Лубянки и Лефортова, вплоть до вечера 23 ноября 1950 года, когда истерзанную пытками женщину втащили в расстрельный подвал.
Справка о численности и процентном соотношении евреев, удостоенных боевых наград во время Великой Отечественной, была выдана Главным управлением кадров Министерства вооруженных сил СССР заместителю ответственного секретаря Еврейского антифашистского комитета Соломону Шпигельглясу. Подписана справка начальником 4-го отдела Главного управления кадров МВС СССР полковником Иночкиным. Дата подписи — 4 апреля 1946 года.
Через два месяца Соломона Шпигельгляса нашли мертвым. Диагноз — пищевое отравление. Судя по всему, не обошлось без "спецов" НКГБ.
Какие же криминальные сведения таились в этом документе? Сказано в нем было, что на 1 апреля 1946 года взято на статистический учет награждений, произведенных за время Великой отечественной войны, 123822 еврея, или 1,4 процента к общему числу награждений. Таким образом, справка вполне официально свидетельствовала, что по боевым наградам в годы войны евреи заняли пятое место среди титульных национальностей и этнических групп Советского Союза. Полковников Токаря и Иночкина приговорили к 25 годам лагерей строгого режима.
Почти два десятилетия отделяет нас от момента крушения СССР. Сменялись за это время российские лидеры, но не изменилась государственная и общественная позиция недооценки и прямого отрицания военной доблести евреев. Их принято обвинять в трусости, неумении и нежелании служить в армии. Тем более — сражаться с оружием в руках. А уж говоря о мирных временах, евреев просто вычеркнули из вооруженных сил, военной науки и промышленности. В России появились десятки сочинений, которые всячески обесценивают военную составляющую истории советских евреев. Старт такого рода измышлениям дал Александр Солженицын в книге "Двести лет вместе". К нему затем присоединилось немало авторов, клеветнические и лживые сочинения которых переполняют прилавки книжных магазинов. Книг, опровергающих эти грязные наветы и клевету, нет ни одной. Моя книга "Еврейский щит СССР" — первая.
— Вы написали несколько книг о войне, в том числе, фундаментальную книгу "Евреи в войнах тысячелетий", где собран огромный фактический материал. Эта книга выдержала восемь изданий в США, России, Израиле, вызвала большой интерес практически во всех странах, где живут русскоязычные иммигранты. А какие новые материалы вы приводите сейчас?
— "Евреи в войнах тысячелетий" — это первая и пока единственная попытка изложить в одном томе почти четырехтысячелетнюю военную историю еврейского народа. Но мне хотелось подробнее рассказать не только об участии евреев в Великой Отечественной войне, но и в послевоенные годы, в мирную пору вплоть до распада СССР. У меня было много документально подтвержденных сведений о военной службе советских евреев, их боевой деятельности, о военачальниках, об ученых, конструкторах и деятелях оборонной промышленности — творцах оружия, а также о разведчиках, которые сыграли важную роль в делах войны и мира. Все это собрал я еще в СССР.
Информацию я пополнял в нью-йоркском Институте еврейских исследований, в богатейших местных библиотеках, в Библиотеке Конгресса США, в собственном архиве, который собрал за годы жизни в Штатах. Я привлек большое количество источников в разных странах. В книге четыре части, 16 глав, отдельные очерки, два приложения и библиография. Она включает блок портретов евреев — героев, военачальников, ученых, конструкторов, руководителей оборонной промышленности и закордонных разведчиков -более 400. Всего в книге свыше 2000 персоналий.
Значительная часть книги рассказывает об участии евреев в Великой Отечественной войне... Много подробных и зачастую неизвестных ранее сведений найдет читатель в отдельно выделенных очерках о 18 выдающихся военачальниках, героях, конструкторах и разведчиках, биографии которых зачастую уникальны и, на мой взгляд, могли бы послужить основой для книг и фильмов о том времени. Хочу обратить ваше внимание на то, что в книге собран огромный справочный материал. Вы найдете здесь фамилии евреев — Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда и Героев России. В приложении к книге и список евреев — генералов и адмиралов Советских вооруженных сил и военной промышленности — 360 человек.
— Есть ли в вашей книге имена людей, которые сыграли важную роль в боевых операциях войны и которые мало известны сегодня?
— Генералами и адмиралами в ходе войны стали 235 евреев. Из них непосредственно руководили боевыми действиями 110. В первую очередь рассказать надо о полководцах. По общепринятой военной терминологии полководцами считаются военачальники, управляющие войсками в оперативном и стратегическом звене боевого руководства. К таким относятся корпуса, армии, фронты и высшее стратегическое руководство. В советско-германской войне полководцами были около 100 генералов и адмиралов-евреев, имена которых по большей части неизвестны даже еврейскому населению бывшего СССР.
Корпусами командовали 14 евреев, в разное время они возглавляли 23 корпуса. Армиями командовали 9 евреев: пятнадцатью общевойсковыми армиями, двумя саперными и одной флотилией. Евреи — 25 генералов и один Маршал Советского Союза — руководили боевыми действиями фронтов и региональных флотов. O всех этих полководцах-евреях в книге рассказано. Но наиболее подробно — о Маршале Советского Союза Родионе Малиновском, генералах армии Владимире Колпакчи и Якове Крейзере, генерал-полковниках Григории Штерне, Льве Котляре и Александре Цирлине, генерал-лейтенантах Марке Шевелеве и Ароне Карпоносове.
Немногие знают о судьбе генерала Арона Карпоносова. Он занимал ключевой пост — первого заместителя начальника Генерального Штаба Советских Вооруженных Сил, возглавлял Главное организационно-мобилизационное управление Наркомата Обороны, которое отвечало за формирование частей и соединений и их укомплектование личным составом. В свете колоссальных потерь первых лет войны и срочной необходимости их восполнения, роль генерала Арона Карпоносова, благодаря титаническому труду которого фронт получал все новые дивизии и корпуса, представляется поистине выдающейся. Самое любопытное, однако, что сам Верховный терпеть не мог Карпоносова именно потому, что с ним ему приходилось повседневно работать. Сталин требовал от начальников Генштаба убрать "этого Арона". Но Шапошников, Василевский, Антонов стеной стояли, потому что считали Карпоносова незаменимым в его невероятно трудной и абсолютно необходимой деятельности. Можно представить себе, что означало противоречить мнению Сталина! Но сразу после Победы он приказал перевести генерал-лейтенанта на полковничью должность и убрать из Генштаба всех остальных евреев.
В книге много сведений о деятельности выдающихся разведчиков Яна Черняка, Леопольда Треппера, Шандора Радо и Рахили Дюбендорф; крупнейших диверсантов Якова Серебрянского и Евгения Волянского, партизана Александра Печерского, о герое без Золотой Звезды Иосифе Рапопорте и других, имена которых были неведомы большинству советских граждан.
— События военных лет занимают в вашей книге лишь четверть текста. Чему же посвящены остальные ее страницы?
— В книге рассказано об особенностях военной службы евреев в мирное время. Особенности эти сводились в основном к дискриминации их во всех аспектах службы. На солдат-евреев обрушивалась "дедовщина" особой жестокости. Офицеры сталкивались с невозможностью поступить в академию, их всячески зажимали в продвижении по службе и присвоении очередных званий, загоняли в самые страшные по климатическим условиям гарнизоны, без перспективы перевода в более цивилизованные места. Притом, что офицеры-евреи, как правило, служили вполне добросовестно, выделялись исполнительностью, инициативой, отвагой и мужеством при выполнении самых опасных заданий.
В таких условиях стать генералами и адмиралами удалось немногим евреям. За 46 послевоенных лет "лампасы" получили 79 офицеров. Но уже в 1990 году во всей Советской Армии их осталось только трое. Два из них — Лев Рохлин и Александр Руцкой — участвовали в Афганской войне, выдающимся флотоводцем был адмирал Лев Чернавин. Каждому из этих военачальников в книге посвящен отдельный очерк.
Интересен будет для читателя рассказ о евреях — творцах вооружения Советской Армии в послевоенное время. И в первую очередь — о тех, кто создал ядерное и термоядерное оружие. Не только о 36-ти непосредственных участниках этого процесса. Отдельные очерки о трижды Героях Социалистического труда Борисе Ванникове, Юлии Харитоне, Якове Зельдовиче и Ефиме Славском. Символично, кстати, что всего звание трижды Героя Соцтруда было присвоено 12 ученым и конструкторам, четверо из них — евреи.
Почти никакой информации раньше не было о евреях — создателях стратегических ракет. К примеру, кто слышал о начальнике первого ракетного НИИ-88, генерал-майоре, Герое Соцтруда Льве Робертовиче Гоноре? А ведь сам знаменитый Сергей Королев был в НИИ-88 поначалу всего лишь начальником отдела. Мало что известно о выдающейся роли в стратегическом ракетостроении Семена Косберга, Бориса Чертока, Бориса Шапошника, Матуса Бисновата. Все они — Герои Соцтруда, Генеральные и Главные конструкторы ракетной техники. О них — отдельные очерки, но и многих других ракетостроителях рассказано тоже.
Широко известны создатели боевых самолетов Семен Лавочкин и Михаил Гуревич, вертолетов — Михаил Миль. Думается, однако, мало кто знает, что было еще четыре еврея — Генеральных авиаконструктора: Герои Соцтруда Матус Бисноват, Давид Хорол, Исаак Иосилович и Евгений Фельснер. А также Главные конструкторы: Марк Вайнберг, Наум Черняков, Александр Борин, Семен Вигдорчик, Зельман Ицкович и другие. В книге о них — очерки и подробная информация.
Что наверняка не известно — это выдающаяся роль евреев в послевоенном военном кораблестроении СССР. В моей книге специальный очерк посвящен Абраму Самуиловичу Кассациеру, Генеральному конструктору дизель-электрической подводной лодки М-401. Однако главное дело его жизни — это создание первого советского атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения, проекта 667А (класс "Навага"), выпускавшегося с 1964 по 1967 годы. Другие очерки рассказывают о создателе первого в мире боевого корабля на воздушной подушке Владимире Израйлевиче Левкове, о Генеральном конструкторе первого в СССР атомного крейсера класса "Киров" Борисе Израйлевиче Купенском. По его же проекту построен крейсер "Петр Великий" — нынешний флагман российского надводного флота.
Думается, мало кто знает, что во главе создания современных систем противоздушной и противоракетной обороны стояли евреи. Самый выдающийся, пожалуй, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат множества Сталинских, Ленинских и Государственных премий Лев Вениаминович Люльев. Именно Люльев создал практически почти все советские, а ныне — российские — зенитно-ракетные комплексы: "Круг", "Куб", "Бук", "С-300В", "Антей-2500". За время существования ОКБ Льва Люльева "Новатор" там было создано шесть типов зенитно-артиллерийского и 21 тип зенитно-ракетного вооружения, как правило, превосходящего характеристики зарубежных аналогов. Как видим, почти все современные зенитно-ракетные комплексы, которыми сегодня гордится и широко торгует Россия, созданы Львом Люльевым.
Еще несколько имен. Анатолий Леонидович Лифшиц. Имя его было засекречено, потому что именно он был Генеральным конструктором систем ПВО и ПРО Советского Союза, при нем и при его участии были сделаны пояса защиты городов Москвы и Ленинграда, Дальнего Востока, которые функционируют и в наши дни. Еще один Лифшиц, но Михаил Ильич, тоже Герой Соцтруда, и их коллеги Локтев Лев Абрамович и Залман Михайлович Бененсон — создатели не только зенитно-ракетного оружия, но и всех систем управления ПВО и ПРО Советского Союза.
Коллектив СпецКБ, возглавляемый Александром Эммануиловичем Нудельманом, сконструировал почти все авиапушки — основное оружие боевых самолетов Советской армии. По проектам Нудельмана были созданы радиоуправляемый противотанковый комплекс "Фаланга" и самоходные зенитно-ракетные комплексы ближнего рубежа ПВО "Стрела-1" и "Стрела-10", а также первый в мире комплекс танкового управляемого вооружения "Кобра". Большинство разработанных Нудельманом видов вооружения состоит на снабжении российской армии и сегодня. Он дважды Герой Социалистического Труда, дважды лауреат Сталинской премии, трижды лауреат Государственной премии СССР, лауреат Ленинской премии.
подробнее
подробнее
подробнее
подробнее
подробнее
подробнее
подробнее
подробнее
подробнее
подробнее
подробнее
подробнее
подробнее
подробнее
подробнее
подробнее
подробнее
подробнее
подробнее
подробнее