Неверный логин или пароль
Забыли пароль?
 
29 Марта 2024 пятница
Игорь Черниговский25.03.2017  с помощью Деловая газета Взгляд
Андрей Бабицкий: Рецепт любви от Александра Галича
Кто-то идет в лагерь, другой берется его охранять, но любовь к Родине от этого не становится меньше. Делюсь с вами рецептом такой любви великого, на мой взгляд, поэта.
Да, подобные мысли посещали всегда и меня: нам, как одному и тому же народу, выпадает единая участь, но только одни принимают роль конвоиров, а другие узников. И случись что, я уверен, люди снова разделятся на приспособленцев и жертв (возможен и пограничный вариант, как в случае шофёр-начальник, у них было объединяющее прошлое). Но потом в конце концов искушение истории проходит, Крокодил выпускает проглоченное Солнце, и оказывается, что страх конвоиров и палачей был напрасным, и более того, он теперь их позорит. И вот уже палачи придумывают себе благородное прошлое, оправдывают своё служение Таракану. У того же Галича есть песенка про таких палачей. Галич как поэт и философ, как тонкий психолог, подметил эту особенность самооправдания тех, кто продался за пайку и тщится облагородить свою трусость. Галич показывает, что палач не смог возвысится над жертвой и делит одну с ней участь.

Вообще, отдельного осмысления и внимания заслуживают появившиеся в 60 годах и ушедшие со сцены к началу 2000 барды. Я всегда думал, кто это такие? А это те, кто стал в русском народе выразителем задавленной свободы мысли и слова. Вот это треньканье стихов под гитару, а иногда и вполне приличное песенное творчество - это всё традиция сказителей, боянов, акынов и тому подобное. Но не восходит ли она к древней иудейской пророческой традиции петь духовные песни о грехах народа и Божьем воздаянии? Мне кажется именно поэтому среди поэтов-евреев и бардов-евреев мы видим людей, которые смогли выразить смысл происходящего тогда в нашей стране. Разумеется, были не только евреи, но коль скоро речь зашла о Галиче...

И что ещё важно отметить. Песня как свободное народное творчество была утрачена вместе с утратой деревни, разрушенной палачами-коллективизаторами. Душа народа, причёсанная официозом и идейным насилием, не могла петь. Обратите внимание, песня и стихи - это ведь признак творческой свободной души! Вместе с утратой деревни ушёл и танец, и костюм, и деревенская самобытная архитектура, быт, весь комплекс народной культуры сошёл на нет. Плюс экономический момент: написать песню или сшить костюм и пойти их продавать официально было запрещено, ты просто должен был отдать свой талант на "общак". Над "общаком" сидел худсовет, сидел государственный профессиональный Цензор, он, конечно, держал общенациональный культурный уровень, но воспитание народа и народная культура в своём развитии были остановлены. Именно поэтому, когда чугунная крышка цензуры была сброшена, мы увидели разные "ласковые маи", пресное подражание тюремным песням и прочую серость.

До конца ничего не пропало, но вот эти поющие поэты есть именно угольки тлеющей народной души, народной свободы творчества. Именно по ним можно хорошо судить то время, судить подлинное отношение народа к власти и переживание им судьбы своей Родины.
Юлия М25.03.2017
Какая разрушенная деревня палачами -коллективизаторами? И какая свобода творчества утрачена была?Опять бредите? В моей деревне при "палачах-коллективизаторах" песни пели и на лавках плясали, а вот теперь нет деревни ,нет песен,нет плясок, выморила всех свобода и капитализЪм,ёпрст , и все легко вымерли без "палачей" .Чтобы все восстановить опять их придется звать(уже на вас сочувствующе ...

подробнее

*** А.В.М. ***25.03.2017
Юль, ты мне нравишься. Но еще мне больше нравится, как ты бодаешься с этим "божком")))
Юлия М25.03.2017
АВМ, а разве бодаюсь ?)) Только ложь опровергаю, святейший Патриарх Кирилл как-то сказал :ложь -диавольское дело. "Это про Черниговского и Ласточку "- подумала я
*** А.В.М. ***25.03.2017
Юлия М, вот по-этому, ты мне и нравишься!
Андрей Спиридонов25.03.2017
"Песня как свободное народное творчество была утрачена вместе с утратой деревни, разрушенной палачами-коллективизаторами."
Роль деревни в песенной культуре все-же не абсолютна. Например, русский романс возник в дворянской среде и прочно "прописался" в среде горожан 19 века. Да и бардовское движение тоже отнюдь не вдохновлялось деревней.
Не могу понять, почему деревня считается ...

подробнее

*** А.В.М. ***25.03.2017
Андрей Спиридонов, тезка, ответь мне на один вопрос: чем деревня отличается от села?
Игорь Черниговский25.03.2017
Андрей Спиридонов: "Роль деревни в песенной культуре все же не абсолютна".

Полностью согласен. Большинство песен, которые мы сегодня любим и слушаем, не являются непосредственно народными.


Но я уточню. Под деревней я имею в виду определённую народную среду, имеющую уникальный национальный характер, колорит, особенность. В этой среде формируется основа, фон, зачаток национальной культуры. ...

подробнее

*** А.В.М. ***25.03.2017
*** А.В.М. ***, ответа все-таки нет.
вап странник26.03.2017
Согласен. Например, в США до сих пор процветает "кантри" - сельская песня и "госпел" - религиозная тематика, собирающие многотысячные аудитории.
К великому сожалению, у нас вместе с храмами на селе был порушен и клирос, после чего духовные песни перестали распеваться в народе и остались только, простите, в "профессиональном" качестве. Очень прискорбно...
Арт Кларк26.03.2017
Игорь Черниговский, "народная песня, и танец, и костюм застыли на уровне 50-70 летней давности" - ну на то и народная, что "осовременить" и петь и плясать в дранных джинсах и с голым пупком - не получается...Крестьянства нет на земле, но никто не мешает учить петь народные песни, русские песни начиная хотя бы с детсада, со школы, петь в семье, передавать из поколения в поколение...При ...

подробнее

Игорь Черниговский26.03.2017
Арт Кларк, вы совершенно неверно интерпретируете мои мысли. Буквально в каждом предложении.

Народная культура может и должна быть современной. Существуют и будут существовать некие памятники в виде отдельных музыкальных, изобразительных, поэтических и прочих произведений, но не развиваться и не создавать новые культура просто не может, иначе мы констатируем её паралич. А мы его и констатируем, ...

подробнее

Игорь Черниговский26.03.2017
вап странник, кстати и церковное искусство, иконопись, архитектура и пение, тоже развиваются в своих формах. Несмотря на то, что церковное искусство очень канонично, оно не стоит на месте. Я уже не говорю о народном пении, танце и прочем.
Юлия М26.03.2017
Игорь Черниговский, кто как не Советы сохраняли культуру каждой нации в отдельности? Был праздник Песни ,где съезжались представители всех 15республик СССР и так знакомились с национальной культурой каждой республики. Теперь же Евровидение есть , где все поют на английском )) На каком языке пели на подобных конкурсах в СССР ?На русском. И только благодаря советам было национальное , и почти нет ...

подробнее

Юлия М26.03.2017
А вот интересно почему так? Почему нет лучших фильмов ,таких которые можно смотреть десятилетиями? Почему нет таких композиторов,которые были в советскую эпоху с их задушевностью и чистотой? Капитализм этому никак не способствовал, а просто искоренил лучшее.
*** А.В.М. ***26.03.2017
Юлия М, потому что ты сама на это ответила...
Вдумчивый Читатель26.03.2017
Юлия М, то, что "национальное исчезает на глазах в Прибалтике", - не удивительно, там половина населения смоталась в Европу, и вообще это проблема исключительно прибалтов. А вот в других странах - бывших республиках СССР, например, кавказских, национальная культура сейчас поднята на щит, и там действительно многое делается для ее сохранения и осовременивания, и без всяких советов. ...

подробнее

Вдумчивый Читатель26.03.2017
кстати говоря, на Западе советские фильмы и песни не очень известны - всё-таки это больше продукт для внутреннего потребления, но зато все знают Толстого, Достоевского, Чайковского, Римского-Корсакова, Чехова, Бородина... Список можно продолжать. Не Советы такие молодцы, что продвигали культуру, а русский народ, ставший источником величайших культурных достижений, такой талантливый.
Андрей Спиридонов26.03.2017
Игорь Черниговский, категорически не могу с вами согласится.
Со всем уважением, но утверждение о связи нынешнего упадка культуры на ТВ и СМИ с исчезновением крестьянского базиса Вами не доказано. Сказано вами много, возвышенно, красиво и поэтично, но ненаучно.

Упадок же культуры на ТВ, можно, например, связать с развитием рынка развлечений ради потехи людей невысокого культурного уровня. Однако, ...

подробнее

Юлия М26.03.2017
Алексей Калинин, а какое значение имеет антироссийская политика к вопросу о национально-культурном развитии отдельно взятых республик бывшего СССР?
Может возьмем тогда в пример "пророссийскую" Чечню или Украину? И чем в этих местах стал национализм? Вы не видите мутинированную культуру Украины ? Не видите выдуманную историю, извращенное национальное?

Миграция населения в СССР носила ...

подробнее

Юлия М26.03.2017
Алексей Калинин, а это вы откуда взяли? "Москва слезам не верит","Кин-дза-дза","Белое солнце пустыни","Мама "(с Боярским и Гурченко в главных ролях). Шедевры мирового кино.
Вдумчивый Читатель27.03.2017
Юлия М, Еще раз. 19 век - начало 20 века Такой ненавистный большевикам царизм, феодализм, капитализм. И высочайший уровень развития культуры в России, что не имя, то жемчужина литературы, музыки, живописи, науки, наконец. Конкретно есть что сказать?
Юлия М27.03.2017
Алексей Калинин, еще два. Отбросило нас с вашим выродком капитализмом и его ценностями к железному веку , где человек оказался с полным забвением моральных регуляторов, где войны были всех против всех, где наблюдалась потеря связи поколений и утрата гармонии с природой. В таком случае происходит финал развития культуры - кризис ее ,который обычно связан с бунтом природы против человека. Как ...

подробнее

Юлия М27.03.2017
Андрей , хватит уже , Черниговский сУрьезный и хмурый ,он смайликов не терпит , а тут ты в выходной , среди ночи, без спроса лезешь в окно удаляй давай )))
aiger pager27.03.2017
Юлия М, это ты круто завернула..."Там это связано с классовым или национальным гнетом, в СССР это было плановое перераспределение рабочей силы по территории страны с целью более широкого освоения природных богатств в слабозаселенных районах ,например."
Юлия М27.03.2017
aiger pager, именно как я написала .Капиталистический экономический кризис носит паразитический характер, вынужденная экономическая эвакуация в другие страны -это классовый гнет рокфеллеров ,ротшильдов и прочих богатых мира сего против другого ,управляемого ими и эксплуатируемого класса .