"Опиум народа - не религия, а революция", - утверждала Симона Вайль, французский философ 20 века. И действительно, в "революционном угаре" человек часто совершает то, что кажется невозможным на "трезвую голову".
"Революция - это когда человек превращается в свинью, бьет посуду, гадит хлев, зажигает дом..." - это уже русский мыслитель В.В.Розанов. Но после любого угара наступает пора, когда приходится оценивать содеянное на относительно трезвую голову.
И тогда человек обычно убеждается, что достигнутые результаты весьма далеки от задуманных.
Едва ли реально возглавлявший октябрьское "вооруженное восстание" Троцкий ставил конечной целью создание государства, от железных "объятий" которого ему придется убегать по всему свету и которое настигнет-таки его смертельным ударом ледоруба по затылку, в качестве "благодарности" от "мирового пролетариата".
Едва ли обеспечивший восстанию "теоретическую подгоовку" Ленин предполагал конечным итогом создание режима, сумевшего покончить со всеми его соратниками настолько надежно и эффективно, как и не снилось царской "охранке", а его самого посмертно выставившего на всеобщее обозрение, с созданием вокруг него, закоренелого "материалиста", почти языческого культа.
Едва ли "краса и гордость революции", кронштадтские матросы, могли предполагать, что для многих из них "революционный пyть" завершится подо льдом Балтики, причем отнюдь не от рук "контрреволюционеров".
Эту "цепочку" можно еще и продолжать, да только стоит ли? Перед глазами и более свежие примеры. Ни ливийские, ни сирийские, ни украинские "борцы с коррупцией" не могли предполагать, что конечным итогом их действий станет превращение их стран в арену кровавых междоусобиц, а их самих вынудит искать спасения на чужбине.
Да только опиум - на то он и опиум, что ему отдаются не задумываясь о последствиях, а ради того, чтобы испытать кратковременное "счастье" опьянения.
Да только для общества в целом такое "счастье" "опиумных страдальцев" обходится слишком дорого.
"Революция - это когда человек превращается в свинью, бьет посуду, гадит хлев, зажигает дом..." - это уже русский мыслитель В.В.Розанов. Но после любого угара наступает пора, когда приходится оценивать содеянное на относительно трезвую голову.
И тогда человек обычно убеждается, что достигнутые результаты весьма далеки от задуманных.
Едва ли реально возглавлявший октябрьское "вооруженное восстание" Троцкий ставил конечной целью создание государства, от железных "объятий" которого ему придется убегать по всему свету и которое настигнет-таки его смертельным ударом ледоруба по затылку, в качестве "благодарности" от "мирового пролетариата".
Едва ли обеспечивший восстанию "теоретическую подгоовку" Ленин предполагал конечным итогом создание режима, сумевшего покончить со всеми его соратниками настолько надежно и эффективно, как и не снилось царской "охранке", а его самого посмертно выставившего на всеобщее обозрение, с созданием вокруг него, закоренелого "материалиста", почти языческого культа.
Едва ли "краса и гордость революции", кронштадтские матросы, могли предполагать, что для многих из них "революционный пyть" завершится подо льдом Балтики, причем отнюдь не от рук "контрреволюционеров".
Эту "цепочку" можно еще и продолжать, да только стоит ли? Перед глазами и более свежие примеры. Ни ливийские, ни сирийские, ни украинские "борцы с коррупцией" не могли предполагать, что конечным итогом их действий станет превращение их стран в арену кровавых междоусобиц, а их самих вынудит искать спасения на чужбине.
Да только опиум - на то он и опиум, что ему отдаются не задумываясь о последствиях, а ради того, чтобы испытать кратковременное "счастье" опьянения.
Да только для общества в целом такое "счастье" "опиумных страдальцев" обходится слишком дорого.
подробнее