Честертон когда-то сравнивал христианство с ключом, который имеет "сложную форму", такую же, как и само мироздание.
Думается, что былая популярность марксизма объясняется тем, что он так же претендовал на роль "универсального ключа", предлагающего простые ответы на "вечные" мировые вопросы. Правда, "ключ" этот плоский и напоминает, скорее, "отмычку", но сторонников марксизма это никогда не смущало.
На самом деле, марксизм, как и любая другая завершенная философская система, имеет "познавательную ценность" только в том плане, что позволяет понять, как мыслили и чувствовали люди в ту или иную эпоху.
И в этом смысле появление такого учения в тот век, когда человечество окончательно расставалось со своим "романтическим", "рыцарским" прошлым, целиком погружаясь в мир "буржуазных" отношений, было, по-видимому, неизбежным.
В этом смысле думается, что марксизм вполне можно назвать чисто "буржуазным" учением, поскольку только в "буржуазную" эпоху и в "буржуазную" голову могла придти мысль свести все многообразие человеческих отношений к коммерческому расчету.
"История, сводящая к экономике и политику, и этику, — и примитивна, и неверна. Она смешивает необходимые условия существования с жизнью, а это совсем разные вещи... Коровы безупречно верны экономическому принципу — они только и делают, что едят или ищут, где бы поесть. Именно поэтому двенадцатитомная история коров не слишком интересна". Г.К.Честертон, "Вечный человек".
Думается, что былая популярность марксизма объясняется тем, что он так же претендовал на роль "универсального ключа", предлагающего простые ответы на "вечные" мировые вопросы. Правда, "ключ" этот плоский и напоминает, скорее, "отмычку", но сторонников марксизма это никогда не смущало.
На самом деле, марксизм, как и любая другая завершенная философская система, имеет "познавательную ценность" только в том плане, что позволяет понять, как мыслили и чувствовали люди в ту или иную эпоху.
И в этом смысле появление такого учения в тот век, когда человечество окончательно расставалось со своим "романтическим", "рыцарским" прошлым, целиком погружаясь в мир "буржуазных" отношений, было, по-видимому, неизбежным.
В этом смысле думается, что марксизм вполне можно назвать чисто "буржуазным" учением, поскольку только в "буржуазную" эпоху и в "буржуазную" голову могла придти мысль свести все многообразие человеческих отношений к коммерческому расчету.
"История, сводящая к экономике и политику, и этику, — и примитивна, и неверна. Она смешивает необходимые условия существования с жизнью, а это совсем разные вещи... Коровы безупречно верны экономическому принципу — они только и делают, что едят или ищут, где бы поесть. Именно поэтому двенадцатитомная история коров не слишком интересна". Г.К.Честертон, "Вечный человек".