Юозас Ермалавичюс: «Высокое звание человека»
Проблема освобождения человека существует с возникновения еще в состоянии дикости его умственных устремлений к осознанию самого себя. Нравственные, художественные, религиозные устремления не увенчались успехом. Только в середине ХIХ века на удовлетворение умственных устремлений человека к осознанию самого себя пришла наука, когда К. Маркс и Ф. Энгельс создали философское учение диалектического материализма, раскрывающее и освещающее всеобщие объективные законы движения мира. Диалектический материализм стал теоретической и методологической основой науки – познавательной деятельности людей, - обеспечивающей ее подлинный смысл, всесилие, безграничные возможности. Диалектический материализм выступил фундаментальной основой научного мировоззрения – адекватного восприятия человеком как окружающего мира, так и самого себя. В итоге материалистическая диалектика стала воплощением научного сознания человека. Она выступила основополагающей формой его общественного сознания, выражающей теоретический уровень его мышления, определяющей научное осознание человечности. Этим увенчалась величайшая всемирно-историческая революция в развитии человеческой мысли, общественного сознания людей. Научное сознание выражает сущность человеческого мышления, оно адекватно подлинному званию человека, ставшего способным осознавать самого себя.