Неверный логин или пароль
Забыли пароль?
 
25 Апреля 2024 четверг
Владимир Вольвач01.02.2012  с помощью Russia.ru
Сталин для хипстеров
Что заставляет нас сейчас вспоминать об СССР? Что важнее в этих воспоминаниях - колбаса или идеолгия? Почему ключевой фигурой вновь и вновь становится Сталин? Рассказывает директор ИГСО Борис Кагарлицкий.
Не назвал причину ностальгии, которая стоит всех остальных. Точнее назвал невнятно как-то. В 90-е годы прекратила развиваться культура, ее попытались подменить масскультом, но это даже не попытка подложить в постель резиновую куклу вместо живой женщины - это еще более несравнимый обмен. Общество вынуждено удовлетворять культурные потребности (которые жизненно необходимы, без них человек дичает, приходит в первобытное состояние) только за счет богатого, слава Богу, культурного наследия - читает книги советских писателей и поэтов, смотрит фильмы советских кинохудожников, картины советских живописцев, слушает музыку... Потому что все культурное пространство после 1990 года заполнено коммерческими подделками и симулякрами в лучшем случае, в худшем - надписями на туалетной бумаге. Смешно говорить - я, живущий. можно сказать в сибирской деревне, только благодаря советскому телевидению приобщился к симфонической музыке, увидел спектакли "Современника", БДТ, и проч. и проч. А сегодня ребенка приходится ограждать от телевидения, как от порнографии. В результате мы имеем советское искусство и вообще не имеем постсоветского, то есть вообще ничего - это даже не пустыня, это какая-то помойка, по которой еще продолжают бродить престарелые мэтры советской поры, уходя один за другим в небытие и не оставляя наследников. Поэтому я хотел бы поправить господина Кагарлицкого - речь идет не об идеализации прошлого, речь идет о его восприятии через прошлое искусство. Советское искусство не только идеализировало тогдашнюю социальную реальность, но и сообщало о ней правду, потому что настоящее искусстве органично, по природе своей не может не доносить до зрителя-читателя правду жизни. Новое поколение воспринимает не только советские бренды и артефакты, но и эту правду об СССР, и эта правда была и трагической, и величественной - таким СССР и запоминают. Что характерно, поколение, родившееся после 1990-го года, как показывают социсследования, часто лучше знает СССР, чем старики - ошибаясь в деталях и мелочах, оно через советское искусство восприняло самое существенное; старикам же иногда мешает собственный личный опыт.
Борис Слепов01.02.2012
Все именно так!
Pavel Chigrin02.02.2012
Если б только в культуре дело, СССР был субъектом мировой геополитики, он кроил мир под себя, в 90 годы произошла катастрофа, т.к. из субъекта наша страна превратилась в объект, и стала подчиняться тем правилам, которые диктует США, и по сей день так и действует, в общем, почему это произошло, вопрос отдельный, и Владимир мне кажется правильно нащупал направление, но я не могу согласиться с его выводами. ...

подробнее