Поколения вместо классов
Что делает поколения понятной и удобной единицей для анализа общества, - более удобной, чем классы? В чём особенность поколений в современном мире и России? Мнение социолога Виктора Вахштайна.
Для чего Виктор Вахштайн пытается нас убедить в отсутствии общественных взаимоотношений на уровне классов и анализа на их основе? Ещё недавно он вещал об отсутствии общества и института социологии общества, для чего?
Анализ взаимоотношений поколений интересен сам по себе не только как "отец-сын-внук" (передача культурно обусловленных знаний и навыков), но и как череда своеобразных циклов. Если разбить столетие условно на четверти ( примерно соответствующие частоте смены поколений), то ("обращая взоры свои на зады", в прошлый век) можно заметить, что: *первое поколение прошлого века занималось выработкой идеологического обезпечения последующей жизнедеятельности общества;
*второе поколение претворяло в жизнь наработки первого;
*третье поколение пользовалось плодами наработанного;
*а четвёртое, учитывая опыт прошлых поколений и находя в нём преобладание элементов торможения развития, отметала устаревшую и застывшую идеологию, попутно разрушая сложившуюся систему.
Не трудно заметить, что в новом веке мы в основном повторяем действия первого поколения прошлого века. Понятно, что отношения классов в данном подходе к поколениям играют роль питательной среды для выработки идеологии.
Наша задача вывести общество из этого инфернального круга "величия и падения" на спираль поступательного развития без надрывов подъёма и изчерпывания дна кризисов.
Анализ взаимоотношений поколений интересен сам по себе не только как "отец-сын-внук" (передача культурно обусловленных знаний и навыков), но и как череда своеобразных циклов. Если разбить столетие условно на четверти ( примерно соответствующие частоте смены поколений), то ("обращая взоры свои на зады", в прошлый век) можно заметить, что: *первое поколение прошлого века занималось выработкой идеологического обезпечения последующей жизнедеятельности общества;
*второе поколение претворяло в жизнь наработки первого;
*третье поколение пользовалось плодами наработанного;
*а четвёртое, учитывая опыт прошлых поколений и находя в нём преобладание элементов торможения развития, отметала устаревшую и застывшую идеологию, попутно разрушая сложившуюся систему.
Не трудно заметить, что в новом веке мы в основном повторяем действия первого поколения прошлого века. Понятно, что отношения классов в данном подходе к поколениям играют роль питательной среды для выработки идеологии.
Наша задача вывести общество из этого инфернального круга "величия и падения" на спираль поступательного развития без надрывов подъёма и изчерпывания дна кризисов.